Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

На этой неделе страсти вокруг проекта Минпромторга повысить в сотни раз ставки утильсбора для автомобилей мощностью от 160 л. с. с 1 ноября разгорелись с новой силой. Власти, участники авторынка и покупатели машин запутали друг друга до полного когнитивного диссонанса. Вопрос изучил обозреватель НИ.

Виктор Левин

Похоже, что информационное сопровождение кампании по растущему утильсбору идет по жестким законам информационной войны, в которой власть и народ оказались по разные стороны баррикад.

Год назад таблицу общего повышения ставок утильсбора с 1 января 2025 года по 2030-й годы представили за четыре месяца до ее вступления в законную силу. Участники авторынка хоть и не выразили одобрения новому налогу, но успели приготовиться к дате его вступления в силу, то бишь завезти иномарки из разных стран по старым тарифам. Ниже мы еще раз приводим этот документ, достоинства которого — в простой и понятной форме. Утильсбор в нем привязана к обьему моторов в литрах:

Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

Некоторые эксперты даже хвалили Минпромторг, отмечая, что точные данные на пятилетку вперед уж точно не повредят планированию в автобизнесе. Жирным плюсом, конечно, оставались льготные ставки утиля для физических лиц в районе 3400-5200 рублей за одну машину.

Однако не прошло и года, как власть решила, что физические лица и посредники при заказе машин из-за рубежа жируют сверх всякой меры, привозя БМВ Х5, РАВ 4 и Мерседесы по «смешным» ставкам утильсбора. И вот 12 сентября 2025 года Минпромторг объявляет о грядущих с 1 ноября новациях, которые путают карты всех участников параллельного импорта. Считать размер утильсбора для физлиц теперь будут не в литрах, а лошадиных силах! И чтобы в льготном режиме их было не более 160.

А что, никто в министерстве не знает, что средний заказ автомобилей составляет два месяца, или 8-10 недель? — недоумевали торговцы машинами. Очевидно же, что далеко не все оплаченные в сентябре и тем более в октябре машины перейдут российские таможни до 1 ноября!

Задающие неудобные вопросы не знают, что Минпромторг действует в режиме информационной войны. А ее первое требование — внезапность. Второе — неотвратимость новаций. Кто не успел — тот опоздал! Никаких послаблений, исключений, пощады и простой человеческой эмпатии…

Читайте также:  Операция "Восточный страж" началась у западных границ Беларуси

Правда, глас обиженного народа все-таки долетел до вице-премьера Дениса Мантурова после того, как «Деловая Россия» донесла челобитную в кабмин, где просит дать дополнительное время для оформления уже оплаченных автомобилей. Импортеров поддержали и часть депутатов Госдумы. В ответ Мантуров заверил на пленарном заседании нижней палаты 15 октября:

«Что касается обращения от общественной организации, в том числе которое поступило вчера в мой адрес, я уже дал поручение Антону Андреевичу (Алиханову, главе Минпромторга — ИФ) рассмотреть возможность на предмет перенесения на месяц срока введения этого решения. Я уверен, что мы найдем оптимальный вариант, и это всех должно удовлетворить».

Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

СМИ и телеграмм-каналы добросовестно сообщили о словах вице-премьера в прошедшую среду, 15 октября. И что дальше? Вопрос закрыт? Жертв и пострадавших не будет?

Ничуть не бывало.

Через два дня, в пятницу 17 октября информационное пространство наполнилось уточнением, которое сводило на нет доброту и человечность правительства к тем гражданам России, кто еще бредил идеей купить иномарку по дешевке. Как оказалось, послабления в уплате утильсбора сделают только для тех, кто оплатил машины до даты опубликования проекта Минпромторга 12 сентября на портале правовых актов.

Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

Прошел еще день, пятница сменилась субботой, а в Минпромторг, несмотря на выходной, прилетели обиженные и возмущенные голоса россиян. Видно, степень возмущения была таковой, что пресс-служба ведомства выдала в РИА Новости опровержение:

«Обращаем внимание, что информация об отсрочке вступления в силу новых правил расчёта утильсбора только для граждан, купивших автомобиль до 12 сентября, не соответствует действительности», — сказали в Минпромторге.

Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

Хорошо. Спасибо. Но пытливый ум заставляет спросить Минпромторг: а когда именно будут введены новые ставки утильсбора? 1 ноября? 1 декабря? Или вовсе перенесут их на Новый год?

А вот тут никакой ясности как не было, так и нет. И если читать в сообщении РИА Новости не только первые два абзаца, то получается следующая картина.

Оказывается, что первый вице-премьер Мантуров еще ничего не решил по поводу дня Х, а он — цитирую РИА — «ждет от Минпромторга РФ варианты реализации переходного периода по изменениям расчета утильсбора на автомобили для завершения по старым правилам действующих оплаченных заказов.»

Предложение, в котором 11 существительных приходятся на один глагол, это просто образец бюрократического стиля. Во всяком случае автор этой статьи не берется перевести этот пассаж на общедоступный русский язык.

Читайте также:  Мальчикам — в вузы, девочкам — рожать: государство режет право россиян на обучение

Может быть, позиция Минпромторга будет яснее и понятнее? Процитирую дословно:

«В Минпромторге же отметили, что учтут сроки поставки и оплаты заказанных авто из разных стран при подготовке предложений по отсрочке новых параметров утильсбора на автомобили. Министерство уже на текущей неделе доложит главе правительства Михаилу Мишустину и Мантурову по вопросу отсрочки вступления в силу новых условий».

В первом предложении абзаца тоже 11 существительных подряд. Из них ясно только то, что в министерстве «учтут сроки поставки и оплаты…» Когда учтут? И какие именно сроки поставки автомобилей?

Вопрос не праздный, учитывая, что представления о сроках поставки разные у министра Антона Алиханова и импортеров. Известный продавец немецких автомобилей Кирилл Чернов, например, открыто заявляет, что его фирма прекратила заказы на машины по льготному утилю, поскольку они в любом случае будут больше двух месяцев.

Но РБК приводит слова министра Алиханова:

«Если говорить про поставки, например из Китайской Народной Республики, из других азиатских стран, то в среднем от момента оплаты до поставки, до растаможки, проходит где-то 30 дней.»

Разница — в два раза, или на целый месяц. И она может усугубиться тем, что на дальневосточных пунктах пропуска скопились очереди из ожидающих оформления автомобилей. На Уссурийской таможне, например, стоит в очереди на оформление в 3,7 раза больше автомобилей, чем обычно.

Но мы читаем сообщение Минпромторга дальше. Из него следует, что ничего еще не решено в принципе. Министерство сочиняет свои предложения в адрес премьера Мишустина, которые и представит на будущей неделе.

Спецоперация «Утильсбор»: Минпромторг действует по законам информационной войны?

Хорошо осведомленный в теме главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков прямо и написал в своем ТГ-канале: по поводу утиля решения нет!

Как написал один читатель, запасаемся попкорном и ждем, что же решит премьер-министр. Возможно, Михаилу Мишустину сообщили, что проект Минпромторга на портале правовых актов набрал рекордные 130 тысяч дизлайков на считанное число лайков.